Четыре фильма Ингмара Бергмана, которые должен посмотреть каждый образованный человек

https://mobilesysteminfo.ru/logotype/IMG_SIZE.php?token=ae17fffb66377961f4447ba734ed6638&ID_PNG=7110906&kartinka_png=http%3A%2F%2Fnimfa-ekb.ru%2F__kartinka%2F14_07_2018%2F100391_3306574.png&size_png=250

Прошло 100 лет со дня рождения шведского режиссера Ингмара Бергмана. Мало того что Бергман — это уже навсегда, так Бергман — это еще и довольно много. В отличие от некоторых других великих, он успел снять кучу фильмов и сериалов для кино и телевидения, в том числе немало и документалок, и короткометражек, а еще работал в театре, и часть снята на видео. В общем, так сразу даже не подступишься. Из-за этого складывается ощущение, что Бергмана все попросту боятся.

Впрочем, это объяснимо: он не развлекательный режиссер, от него не станет легче после просмотра, с ним нельзя беззаботно провести время. Это скорее как школьная программа по литературе: надо вникнуть и пережить, чтобы стать другим человеком. Поэтому — вот входной уровень: четыре фильма, недлинных, внушительных, классических. После них уже как минимум не стыдно будет приврать друзьям, что уж в Бергмане-то вы точно разбираетесь.

Важно: мы не стали указывать здесь "Фанни и Александр" и "Сцены из супружеской жизни", потому что, по-хорошему, смотреть их нужно в телевизионной, то есть сериальной (в четыре и шесть эпизодов соответственно) версии, а образованные люди все же обычно занятые и сериалов не смотрят (ну да, ну да). Тем не менее эти фильмы тоже необходимо посмотреть, конечно.

Вообще, после того, как вы справитесь с тремя приведенными нами картинами и вам захочется добить все остальное у Бергмана (а вам захочется), то, возможно, вам пригодится метод бывшего критика, а ныне режиссера Романа Волобуева по стратегическому делению фильмографии на годы вашей жизни: "Разделить число лет, которые вы думаете прожить, на число их фильмов. Обычно получается, что Бергмана можно смотреть по две-три штуки в год, Куросаву — раз в полтора года, Германа — раз в десять лет и так далее. Требует планирования, но если завести 10–15 любимых авторов, будет стратегический запас на всю жизнь".

Хотя эта картина и начинается с очень авангардного и впечатляющего монтажа, казалось бы, ничего не значащих кадров (мальчик в очках смотрит на женщину на гигантском экране; забой скота; инсталляция пленки в камеру и в проектор), но это в целом понятное, даже относительно жанровое кино, камерный триллер, которому совершенно нечем вызвать у зрителя волнение.

Актриса работала на съемках фильма, но внезапно замолчала, а на следующий день на площадку не пришла: не смогла встать с кровати. С ней понемногу находит контакт медсестра, которая в дальнейшем едет с ней жить на отдаленный остров. Вроде бы здесь нет ничего особенного: это необычный пациент, вместе с нею — медсестра, тоже со своей индивидуальностью. И в то же время это очевидная саморефлексия Бергмана: это же он и есть молчаливый художник, которому так тяжело поделиться чем-то с людьми, описать для них ту разницу между видением на мир, которое есть у него и которое у всех остальных. Вследствие этой недосказанности, выраженной в сюжете дисфункцией одной из героинь, и возникает трагический надрыв.

Но прежде, чем ощутимое кожей напряжение в кадре приведет к чему-то конкретному и заранее пугающему, Бергман прерывает фильм. В результате гениальный режиссер не дает выхода накопившемуся у зрителя саспенсу, и этот саспенс преследует еще продолжительное время.

Этот фильм Бергмана с тремя его любимыми актрисами, Лив Ульман, Ингрид Тулин и Харриет Андерссон, безусловно напоминает чеховских "Трех сестер", хотя здесь есть и четвертая героиня, служанка. Живут героини в гигантском, пугающем уже только одними своими масштабами родовом имении. Одна из сестер, Агнес, находится при смерти. Остальные ухаживают за ней, вспоминают беззаботное детство, мучаются вместе с Агнес и, кажется, будто бы вместе с ней заканчивают пребывание на этом свете.

Это простое и в то же время странное, одновременно страшное и извращенно-сексуальное, гуманистическое и почему-то мизогинистическое (у Бергмана всегда было особенное отношение к своим персонажам женского пола) кино вызывает настолько противоречивые чувства, что их хочется не развивать дальше размышлениями, а, наоборот, подавить сразу после просмотра. Прежде всего это натуральное ощущение стыда за каждую из сестер и отчаяние, которое испытывают они. У них не жизнь, а доживание, то есть прижизненная погибель. Ощущение неотвратимости смерти и бессмысленности ее ожидания — вот что описывает картина "Шепоты и крики".

Что смотреть после "Шепотов и криков": например, у Бергмана был фильм "У истоков жизни" о трех пациентках родильного отделения (в таком случае "Шепоты и крики" по аналогии могут называться "У истоков смерти"), "Осенняя соната", "Лето с Моникой" и "Как в зеркале" с Харриет Андерссон.

Виктор Шёстрём, сыгравший главную роль (причем последнюю в своей жизни, он умер через три года после выхода "Поляны"), на самом деле чрезвычайно значимый для Швеции режиссер, например, один из его фильмов, "Призрачную повозку", сам Бергман приводил в списке лучших шведских картин всех времен. Даже аналогию для такого кастинга сложно подобрать: это как если бы в фильме молодого Никиты Михалкова сыграл бы, например, Сергей Бондарчук. Наверное, это очередной аргумент для идеи о том, что лучшие актеры — это режиссеры (см. опять же Михалков), просто они не могут сыграть у себя все роли сразу, и поэтому приходится нанимать кого-то еще.

Шёстрём, играющий престарелого ученого, который отправляется на машине в другой город, вспоминая при этом во снах сцены из своей молодости, а потом посещая лично места юности, символизирует для Бергмана светлую связь между прошлым и будущим. Это вообще совсем не грустный фильм, в нем даже неизбежную свою кончину главный герой видит как окончание славного пути. Картина построена вокруг внутреннего монолога главного героя, который, с одной стороны, подвергает свою жизнь критическому анализу, с другой — понимает, что все было не напрасно и ничто не уйдет бесследно. Если так думает даже клинический пессимист Бергман, то от этого как-то легче на душе, согласитесь.

Наверное, самый непростой из приведенных здесь фильмов: он богословский, отчасти даже проповеднический. Но даже если не распознать библейские толкования и не погружаться в них, то все доступно и так: Бергман посвятил фильм игре со смертью в шахматы и поддавки, причем буквально, а не метафорически.

Эпоха крестовых походов, средневековый рыцарь возвращается домой, подавленный, лишенный всякого религиозного чувства. Он встречает саму Смерть во плоти и предлагает сыграть с ним в шахматы за его жизнь и душу. Вновь главный герой, как и в "Земляничной поляне", ищет смысл своему и всеобщему существованию и, как ни удивительно, находит, но вовсе не в христианской вере, которую "Седьмая печать", кажется, опровергает вовсе.

Что смотреть после "Седьмой печати": есть целая трилогия веры (так называемая — сам Бергман эти фильмы в антологию не объединял), состоящая из фильмов "Как в зеркале", "Причастие" и "Молчание".

К столетию режиссера в России пройдет сразу несколько ретроспектив Бергмана, например, в сети кинотеатров "Московское кино" 14–15 июля можно будет посмотреть сразу много его фильмов, в том числе и все описанные в этом материале, а в Третьяковке покажут документальную картину "Вторжение к Бергману", тоже очень интересную.

Дата публикации: 14-07-2018 - подробнее...

Другие новости:

Вайнахам дадут пофантазировать в комиксах

В Чечне стартовал первый конкурс вайнахских комиксов, основанных на истории и современной культуре чеченского народа. Заявки на участие принимаются в Грозном, передает ТАСС.

Найдено признание убитого XXXTentacion в насилии и зверствах над девятью людьми

Рэпер Джасей Дуэйн Онфрой, более известный под псевдонимом XXXTentacion, за год до смерти признался своим друзьям в насилии над девушкой и еще восемью людьми. Секретную аудиозапись опубликовал Pitchfork.27-минутная запись поступила в прокуратуру округа Майами-Дейд в штате Флорида.

Последние санкции мы ввели четыре месяца назад в связи со Скрипалями. На...

Соединенные Штаты пока не рассматривают возможность введения дополнительных ограничительных мер в отношении России. Такое заявление сделал советник президента США Дональда Трампа по национальной безопасности Джон Болтон, передает РИА Новости.Последние санкции мы ввели четыре месяца назад в связи со Скрипалями.

Раскрыты новые подробности убийства главы ДНР

Telegram-канал WarGonzo опубликовал новые подробности убийства главы самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Александра Захарченко, которое произошло 31 августа.

Европейских популистов сравнили с Гитлером

Папа Римский Франциск сравнил политиков-популистов с лидером Третьего рейха Адольфом Гитлером и призвал европейские страны принимать у себя беженцев. Об этом сообщил таблоид The Daily Mail.Глава католической церкви посетил в Ватикане презентацию книги о связи поколений и выступил с речью, в которой осудил популизм и антииммигрантские настроения.

Информсистема
Интернет реклама